Прошлая весна была стрессовой для всех отраслей российской экономики. Санкции коснулись каждого, но распределились неравномерно. Так, если исключить эмоциональную составляющую, то для отечественной легкой промышленности 2022 год открыл окно возможностей для развития и масштабирования бизнеса. Дмитрий Шишкин, предприниматель, основатель и руководитель группы компаний «Портновская мануфактура SHISHKIN», поделился своим опытом, как они встретили кризис и какие выводы сделали за этот год.
Вызовы для отрасли
Санкции на российскую экономику распределились непропорционально. Если, например, металлургия и банковский сектор пострадали сильно, то для легкой промышленности вызовы были менее существенные.
Главной проблемой для нас стало нарушение цепочек поставок материалов, комплектующих и оборудования. Стало значительно сложнее работать с японскими, немецкими и итальянскими поставщиками оборудования и тканей. Но в этой ситуации легкая промышленность перестроилась на параллельный импорт. Достаточно быстро за небольшой процент посредникам нам удалась восстановить все разорванные каналы поставок из Европы и Японии.
Но тут важно отметить, что и до введения очередных пакетов санкций в 2022 году больше половины поставок для швейных фабрик осуществлялись либо из дружественных нам стран, либо из нейтральных .
В вопросах оборудования также пришлось перестраивать логистические цепочки. Раньше мы напрямую заказывали оборудование из Европы и Японии, сегодня приходится искать посредников. В связи с этим заказ идет на две-три недели дольше, предусмотрена комиссия посредникам. Больших сложностей это не вызвало. Несмотря на то, что в начале кризиса привычная логистика была нарушена и караваны грузовиков с товарами и оборудованием месяцами стояли на границах, достаточно быстро удалось войти в привычную колею.
Сейчас нам не составляет особого труда привезти любую типологию ткани или оборудования
Второй проблемой стало закрытие западных рынков для экспорта. Но российский легпром не давал большого потока экспорта на эти рынки. Как тогда, так и сегодня из России предприятия нашей отрасли экспортируют в основном либо в страны СНГ, либо в азиатские государства.
Третьим вызовом стали ограничения на международные банковские операции. Многие каналы были закрыты, но тем не менее ушли не все зарубежные банки, и валютные переводы можно совершать через те, что остались. Это вопрос двух-трех дней для открытия счета.
Значительного ущерба от санкций наша отрасль не получила. Все отреагировали быстро и гибко
Легкая промышленность – это умение:
- быстро адаптироваться под ситуацию;
- оперативно расширять линейку выпускаемой продукции под нужды времени.
Импортозамещение в швейной отрасли
Ситуация с импортозамещением в легкой промышленности сложилась неоднородная. Так, например, станкостроение в отрасли в нашей стране практически разрушено. И этот дефицит невозможно компенсировать в перспективе трех-пяти лет. Здесь нужна особая государственная программа, и может лет через десять в некоторых отраслях ситуация выровняется. Но станки сегодня не самое конкурентное преимущество.
Сейчас эпоха высоких технологий и цифровизации. Важнее грамотно внедрить цифровую трансформацию на производстве, чем заказать новое оборудование
Что касается импортозамещения тканей, то у нас в стране есть конкурентные позиции, строятся современные фабрики. Но стоит отметить, что ткань в конечной себестоимости продукта составляет 10-15%, поэтому больших сложностей с этим нет.
Сейчас важно импортозамещать готовую продукцию
Можно работать на зарубежных станках и использовать зарубежные ткани, но развивать собственный бренд. В таком случае вся добавленная стоимость аккумулируется внутри страны, что, несомненно, позитивно влияет на национальную экономику в целом.
Но тут стоит сделать ремарку, что не вся продукция производится внутри страны. Зачастую головные офисы находятся в России, а производство – контрактное. Но в любом случает это позитивные тенденции, и люди реагирует дружелюбно.
Лояльность покупателей к российским брендам растет из года в год. Аналитика продаж показывает, что для них не принципиально, какой товар им предлагают – российский или иностранный, важнее качество. И сейчас есть много отечественных брендов, которые себя позиционируют выше среднего и по уровню качества, и по уровню материалов.
Несмотря на то, что сейчас таких историй все больше и больше, высокой внутренней конкуренции в отрасли я не вижу.
Рынок в России емкий, ниши высвободились, и перспективы для масштабирования большие
Развитию отечественного рынка способствует и форсированное развитие онлайн-торговли. То есть при малых инвестициях в развитие магазина на маркетплейсе можно быстро начать продвигать свою продукцию.
Так как для легкой промышленности сейчас время возможностей, большой трансформации отрасли, важно понимать, что необходимо российскому потребителю. Потому что кто активно сегодня подстраивается под конъюнктуру, тот остается в выигрыше.
У россиян сегодня к нашей отрасли несколько запросов:
- недорогая, но качественная одежда; создание полноценных отечественных массмаркетов одежды в ценовой категории эконом и эконом+;
- детская одежда;
- обувь;
- одежда для дома и домашний текстиль.
Именно в этих нишах сегодня есть большие перспективы для роста и масштабирования.
Нельзя отрицать и того факта, что премиум- и люкс-сегмент у нас в стране также оскудел. Здесь тоже есть возможность замещать, но надо учитывать, что это очень узкий рынок. Кроме того, продукция класса премиум требует тканей самого высокого качества и больших вложений в маркетинг и рекламу, поэтому реализовать это в краткосрочной перспективе сложнее.
Динамика развития отрасли
Стоит отметить, что швейная отрасль показывает уверенный рост еще с начала пандемии. И от года к году основные показатели объемов производства растут. Положительную динамику показала и аналитика отрасли в 2022 году. Она показала рост по отношению к 2021 году – и по основным показателям объемов производства, и по выручке, и по прибыли. На это повлияло много факторов:
- увеличение каналов сбыта за счет цифровых платформ;
- контракты и госконтракты, связанные с пошивом военной экипировки;
- развитие крупных ретейлеров.
В текущей ситуации даже общее снижение экономических показателей, которое влечет снижение потребительского спроса, не становится проблемой. Потому что уход западных брендов нивелировал снижение спроса на отечественную продукцию.
Мы себя достаточно уверенно чувствуем, гибко реагируем и подстраиваемся под вызовы времени. Я думаю, что и 2023 год будет идти с ростом показателей.
Антикризисная стратегия SHISHKIN
Еще в 2021 году мы интуитивно выбрали верную стратегию и начали активно открывать первые офлайн-магазины нашего проекта Putin Team Russia. Этот шаг дал понимание, что необходимо развиваться в сторону собственной розничной сети, чтобы контролировать всю производственную цепочку: от идеи и производства до полки магазина.
События 2022 года только утвердили нас в необходимости форсировать этот процесс. Поэтому сегодня мы двигаемся от сегмента В2В, корпоративных заказов и контрактного производства в сторону создания своих коллекций и развития собственной розничной сети.
В 2021 году мы открыли два магазина, а в 2022 их стало уже десять в ведущих аэропортах страны. На 2023 год у нас в планах открытие еще порядка двадцати магазинов.
Несмотря на то, что разворот к новой концепции произошел раньше, сложившаяся ситуация только стимулирует к движению в этом направлении.
Ниша высвобождается, после ухода многих западных брендов это шанс крепко встать на ноги на отечественном рынке
Кроме переориентации с корпоративных заказов на розницу, мы приняли и ряд других антикризисных мер:
- взяли недельную паузу, чтобы оценить ситуацию объективно и понять, куда дальше двигаться;
- включили режим экономии в первые месяцы;
- сформировали стратегический запас материалов, комплектующих и оборудования;
- когда поняли, что продукция уже стоит на границах, притормозили поставки;
- скорректировали работу в сегменте В2В; пересмотрели сроки исполнения заказов по части контрактов;
- пересмотрели стратегию долгосрочного планирования – горизонт планирования сегодня сузился до двух-трех лет; годовые планы оставили, но ввели еще дополнительно ежеквартальное планирование, чтобы корректировать свою деятельность с учетом мировой повестки.
Все наши внутренние изменения не имели прямой корреляции с качеством нашей продукции. Мы всегда работали с высокими стандартами качества. К примеру, наш ОТК никак не поменял свое отношение к контролю качества.
На первых этапах у нас увеличился срок производства, но и это мы смогли со временем скорректировать. Через полгода мы вернулись на стандартные сроки производства – три месяца от идеи до готовой продукции.
Кроме того, несмотря на внешнюю турбулентность, мы продолжаем процесс цифровизации производства – тут нет предела совершенству. Наш ИТ-отдел постоянно проводит внедрение новых программных решений. Они также адаптируют общие цифровые продукты под нашу экосистему, пишут программные модули.
И до санкций, и сейчас 80-85% всех программных решений на нашем производстве имеют отечественную локализацию. От западного софта пока остается зависимость в части решений для дизайнеров. Но это малый блок, а производственные у нас все отечественные.
Сейчас перед нами стоит задача автоматизировать сбор, обработку и анализ всех данных – и на производстве, и в торговле.
Подробнее о том, как группа компаний «Портновская мануфактура «SHISHKIN» внедряет цифровую трансформацию, можно прочесть в статье «Роботы вместо швей. «Юниформ Ателье»
Уже третий год продолжаем внедрение СМК в управлении процессами, связанными и с качеством выпускаемой продукции, и с качеством оказываемых услуг. Тут у нас стратегия более длительного планирования. Мы четко понимаем, что нам предстоит сделать на протяжении следующих трех-пяти лет. И все вызовы времени только укрепляют нашу уверенность в выбранном пути и мотивируют ускорять процессы, потому что мы считаем СМК одним из главных конкурентных преимуществ в борьбе за рынки.